Частно-государственное партнерство

О концессии

Заключение концессионных соглашений на объекты теплоснабжения является на сегодняшний день наиболее эффективным средством привлечения инвестиций в коммунальную теплоэнергетику.

Преимущества для Концедента (субъект, муниципальное образование) заключаются в:

  • улучшении инвестиционного климата региона, привлечении инвесторов в развитие коммунальной инфраструктуры, развитии конкуренции на рынке ЖКХ региона;
  • привлечении внебюджетных средств в реконструкцию и строительство муниципального имущества (объектов теплоснабжения), экономии бюджетных средств на восстановление и эксплуатацию имущества;
  • сохранении права собственности на созданные и (или) реконструированные объекты построенные в рамках КС;
  • в контроле за выполнением сроков создания и реконструкции, а также за соблюдением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения и иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем;
  • в передаче в управление построенных объектов теплоснабжения без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами, наличии качественной услуги по теплоснабжению и надежного поставщика тепловой энергии в течение всего срока действия КС;

Для Концессионера (инвестора) в:

  • передаче муниципального имущества в долгосрочное управление на условиях КС, наличие гарантированного рынка сбыта;
  • передаче объектов теплоснабжения на весь жизненный цикл, включая строительство (реконструкцию) и последующее управление объектом, позволяет повысить качество оказания услуг и минимизировать затраты в течение всего срока реализации КС;
  • установлении долгосрочных параметров регулирования тарифа на тепловую энергию для теплоснабжающей организации с целью гарантированного возврата вложенных в строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения инвестиций в рамках КС;
  • возмещении расходов Концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов), и не возмещенных ему на момент окончания срока действия КС, наличие возможности предоставления Концедентом муниципальной гарантии.

Законодательная база

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят в июле 2005 года, однако массового прихода инвестиций и частного бизнеса в ЖКХ, в том числе в коммунальную теплоэнергетику, по концессионному механизму долгое время не происходило. Причина заключалась в том, что в течение почти десяти лет закон твердо стоял на страже интересов властей и в недостаточной мере учитывал интересы концессионеров.

Серьезный прорыв произошел только в 2015 году и связан со вступлением в силу ряда важнейших законодательных поправок в ФЗ № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», которые позволили сбалансировать ситуацию, повысив привлекательность концессий для инвесторов.

С 1 февраля вступил в силу первый пакет поправок в Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», расширяющих права и гарантии концессионеров, предусматривающих возможность: Концеденту принимать на себя обязательства по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) объектов (установление платы концедента); предоставлять Концессионеру дополнительные государственные или муниципальные гарантии; проведения совместных конкурсов несколькими публично-правовыми образованиями.

1 мая 2015 года в российской правоприменительной практике появился механизм «частной инициативы» заключения концессионных соглашений, через вступление в силу поправок, допускающих возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора и возможность ведения им предварительных переговоров с органами местного самоуправления еще до заключения концессионного соглашения.

В итоге можно констатировать, что для развития механизма концессии в сфере теплоснабжения сформирована необходимая нормативная база, и созданы условия гарантии возврата вложенных инвестиций путем установления долгосрочных параметров тарифного регулирования и возмещения инвестору недополученных доходов.

Опыт АО «Газпром теплоэнерго»

Компания «Газпром теплоэнерго» стала одним из пионеров применения механизмов концессионных соглашений в теплоэнергетике. В 2014 году АО «Газпром теплоэнерго» (пройдя соответствующие конкурсные процедуры) впервые подписало три концессионных соглашения в отношении объектов теплоснабжения с администрациями Островского, Пыталовского, и Великолукского районов Псковской области сроком на 25 лет с объемом инвестиций в 310 млн рублей.

В рамках концессионных соглашений в замещение источников, работающих на угле и мазуте, построены и введены в эксплуатацию четыре газовых БМК общей мощностью 27,5 МВт, также в концессию были взяты тепловые сети общей протяженностью 18 км, которые подлежат реконструкции.

Важно отметить, что данные соглашения были подписаны еще до принятия поправок в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», о которых говорилось выше, что создавало при их реализации для компании определенные риски. В частности, не предусматривалась возможность концедента участвовать в расходах на создание либо реконструкцию объектов теплоснабжения, и вся нагрузка по инвестициям ложилась именно на «Газпром теплоэнерго». Кроме того, в ситуации с Псковской областью инвестиционная и операционная деятельность были разведены на два юридических лица – само АО «Газпром теплоэнерго», осуществляющее инвестиции, и его дочерняя компания, занимающаяся операционной деятельностью. Применение указанной схемы на практике создало определенные сложности при осуществлении регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Тем не менее, опыт, приобретенный компанией по реализации первых трех концессионных соглашений, в целом был оценен положительно, и открыл дорогу для распространения практики таких соглашений на другие объекты и регионы, с учетом, как изменений в законодательстве, так и выявленных недостатков при заключении пилотных концессионных проектов.

В 2015 году было заключено концессионное соглашение с Администрацией Тихвинского муниципального района до 2030 года, в рамках которого «Газпром теплоэнерго» построило котельную мощностью 209,6 МВт и осуществит реконструкцию тепловых сетей в г. Тихвин. Это первый пример применения концессии в теплоэнергетике Ленинградской области. Объем предусмотренных документом инвестиций — 3 млрд руб. Соглашение предусматривает сохранение теплоснабжающей инфраструктуры в муниципальной собственности, при этом инвестор получает гарантию компенсации из бюджета в течение 15 лет понесенных затрат. В настоящее время компания прорабатывает возможность заключения концессионных соглашений на объекты теплоснабжения в ряде регионов. В частности, в городе Бокситогорск Ленинградкой области, в городе Череповец Вологодской области, в ряду муниципальных образований Московской области и т.п. АО «Газпром теплоэнерго» намерено искать комфортные условия взаимодействия не только для обеих сторон в рамках концессионного соглашения, но, в первую очередь, для потребителей.